| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2011-03-19 Церковная утварь
Традиции русского художественного литья берут начало в православии, а значит, уходят корнями в Византию: именно в византийской империи зародились предметы литой церковной утвари, изготавливаемые и поныне: лампады, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и церковные люстры. Впрочем, как отмечают многие исследователи, русская храмовая утварь несет в себе и явный отпечаток язычества, что, в общем, вполне закономерно. Наиболее древним предметом православной церковной утвари справедливо считаются лампады (или ломпада). В настоящее время богослужебные книги трактуют данное название преимущественно в узком смысле, как обозначение большого переносного подсвечника, который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Сегодня церковные ломпады – это еще и подсвечники несколько меньших размеров. Такую лампаду при входе архиерея в храм преподносит ему специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий). В более же обширной и более глубокой древней трактовке лампада – это, в принципе, любой сосуд, наполненный маслом-елеем, возжигаемым перед иконами во время богослужения или молитвы. Огонь возжигаемой в процессе богослужения лампады, согласно толкованию древних христианских летописцев, имеет глубоко символический смысл, означая, что молящиеся и их сердца горят любовью к Всевышнему. Вообще же своим зарождением лампада обязана именно свету, имеющему в христианской традиции особое значение, поскольку молитвенные собрания первых христиан, испытывающих непрерывные гонения со стороны ортодоксальных иудеев и римских легионеров, происходили преимущественно в темных, скрытых от посторонних глаз пещерах-катакомбах. Колеблющийся огонек лампады вырывал из тьмы аскетические лица молящихся, и они озарялись радостью просвещения: чем значительнее было событие (праздник), тем многолюднее было богослужение, тем больше было лампад, тем ярче был их свет. Вот почему и сегодня в храмах во время праздничных богослужений возжигается максимальное количество лампад и свечей. Лампады, помимо богослужений, использовались, да и ныне используются христианами в качестве намогильной символики, являясь своеобразными эмблемами вечного света, несущего мученикам и праведникам радость и благодать, а грешникам – надежду на искупление и прощение их грехов. Именно подвешивание лампад к потолку, войдя в традицию, явилось краеугольным камнем, исходной стартовой позицией для последующей разработки висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр. Однако не следует думать, что эти формы «свалились с потолка» прямехонько в распростертые объятия верующих: их формированию предшествовала длительная эволюция. Первые прообразы паникадил (больших люстр, подвешиваемых под главным церковным куполом) и церковных люстр представляли собой просто подвесные обручи, уставленные многочисленными лампадами. Со времен, когда в римской империи христианство все же восторжествовало вопреки всем предшествовавшим злоключениям, начинается и расцвет литой церковной утвари. В частности, церковные лампады в эту пору отличались высочайшим художественным уровнем и богатством исполнения. Нередко они, помимо традиционных круглых или кораблевидных, имели вид представителей библейской флоры и фауны: пальм, голубей, агнцев (ягнят), а также корон. Начиная с VI века – эпохи расцвета Византийской империи, церковные ломпады все более часто изготавливают в форме равноконечного четырехконечного креста либо «доброго пастыря» в окружении овец, а также круга с поясными фигурами 12 апостолов по внешней кромке. Лампада, без преувеличений, явилась прародительницей всех прочих церковных светильников, выполняемых методом художественного литья. Самым масштабным ее проявлением является, как уже упоминалось, паникадило, однако логической ступенью эволюции между лампадой и паникадилом являются более ранние, нежели классические паникадила, церковные светильники, именуемые хоросами. При этом хоросы со временем не выродились, а наряду с паникадилами и церковными люстрами благополучно просуществовали до наших дней, украшая храмы, придавая им величие, привнося в них ауру торжественности и праздника, которая охватывает каждого верующего при посещении церкви. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|